Тимофеева Юлия Анатольевна
психоаналитик
Сотрудник Юго-Восточного Института Психоанализа, член Юго-Восточного Украинского Психоаналитического Союза, автор и ведущая психоаналитической практик-группы In Treatment, автор психологического Журнала Жизнетворчества
|
05.04.2010, Галина:
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, чем отличается взрослый человек от инфантильного?
Отвечает Тимофеева Юлия Анатольевна:
Добрый день. Галина, интересный вопрос, спасибо. Действительно, слово "инфантильный", еще вчера считавшееся книжно-научным, прочно вошло в бытовую жизнь. И всплывает оно, как правило, во время конфликтов, в качестве обвинения в адрес одного из партнеров со стороны другого. Называя своего мужа, ребенка или сотрудника инфантильным, обычно имеют ввиду его "детскую" безотвественность. Инфант, инфанта - так называли детей коронованных особ. Инфантильный человек дейсвительно во многом остался ребенком. Противоположность инфантильности - это зрелость. Не всякий взрослый человек - зрелый. Не каждому повезло развить свою мудрость соотвественно возрасту. В итоге - вокруг нас живет множество маленьких мальчиков и девочек - от психологических младенцев до подростков - в туфлях на каблуках, за рулями джипов и даже с сединой в прическе. Главный признак зрелой личности - ее умение ассимилировать жизенный опыт, то есть делать выводы из житейских событий. Ошибаться может каждый (ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает!), но регулярно и настойчиво повторять одни и те же ошибки может только незрелая личность. И в устах специалиста инфантильность - не ругань, а лишь признак, что человеку нужна помощь. Как правило, такие люди в какой-то момент сами замечают, что постоянно набивают шишки одними и теми же граблями в одном и том же месте - и приходят на консультацию. В таких случаях прогноз работы оптимистичный, ведь такой человек уже научился подмечать важные детали в своей жизни и обзавелся надежной мотивацией для изменений. Другие важные признаки зрелости - это умение личности выдерживать внешнюю и внутреннюю реальность. Внешняя реальность - это события жизни, то, что происходит вокруг. Незрелая личность бессознательно делает все, чтобы не замечать того, что ей может не понравиться. Эти механизмы защиты от восприятия реальности отлажены годами, и у каждого свой "ареснал". Кто-то просто, выражаясь метафорически, закрывает глаза и уши и живет по принципу, изложенному в песне Эдиты Пьехи "Ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу". Кто-то выключает рубильник чувств и пытается опираться только на разум, рацио, холодную логику или общественные стереотипы. Кто-то закрывается от других и уединяется - в своей квартире или своей душе - чтобы отныне общаться только с самим собой. Со всеми этими защитами можно жить спокойнеее, но все они искажают реальность. А ведь получить реальные достижения можно только в реальном мире - в иллюзорном мире и результаты иллюзорные. Внутрення реальность - это напор собственых чувств, фантазий, мыслей, и они тоже могут пугать. В свое время для меня стало настоящим открытием понимание феномена тревожности. Раньше я думала, что бывают люди тревожные и не тревожные. Но в процессе обучения и практики я поняла, что все люди тревожатся. Просто одни могут это переносить, а для других это переживание становится невыносимым - незрелое Я просто не имеет на это ресурса. Помимо тревоги, люди опасаются и других чувств - сексуального желания, злости, печали... Природа чувств такова, что невозможно отключить одно чувство, но оставить активным другое. У всех чувств один "рубильник" в психическом аппарате, и выбор суров: либо человек чувствует все, либо становится бесчувственным, а взамен во внутренней реальности отсается суррогат - тревога или страх. И вот итог: зрелая личность корректирует свое поведение на основе своего опыта; она в состоянии не только выносить, но и наслаждаться своим внутренним миром, наполеннным чувствами; она хорошо отделяет свои фантазии от реальности; она крепко "заземлена", адаптирована, приспособлена к жизни; и, наконец - она успешна в отношениях с другими людьми.
|
|
|
|